подлинный

  • 101Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …

    Медицинская энциклопедия

  • 102ИСТИНА И МЕТОД. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ — ’ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики’ произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведения, психоанализа …

    История Философии: Энциклопедия

  • 103KRITIK — (нем.; фр. critique; русск. критика; англ. criticism от греч. kritike искусство судить) 1) в классической философии понятие, фиксирующее в своем содержании аналитическое рассмотрение социально (культурно) артикулированного объекта (концепции),… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 104ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… …

    Энциклопедия Кольера

  • 105ШВЕЙЦАРСКАЯ ПАРТИЯ ТРУДА — (ШПТ) образована на Учредит. съезде 14 15 окт. 1944 в Цюрихе, является преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ). В основном объединила чл. КПШ и Швейц. социалистич. федерации. С первых шагов ШПТ выступила как подлинный защитник… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 106ГЕНИЙ —         филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 107ДИАЛОГ —         форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… …

    Энциклопедия культурологии

  • 108ЖИЗНЕННЫЙ МИР —         термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными… …

    Энциклопедия культурологии

  • 109ИСКУССТВОЗНАНИЕ —         искусствоведение,         совокупность наук о всех видах худож. творчества, их месте в общей сфере человеч. культуры. Фундаментом своим граничит с собственно историей, необходимой базой, фоном и средой, и с философией, прежде всего… …

    Энциклопедия культурологии

  • 110КИНОИСКУССТВО —         (эпистемологический аспект)         универсальный мир искусства в 20 столетии, породивший и образцы массовой культуры, и шедевры элитарного экспериментального характера, сфера приложения рафинированных филос. идей, и в то же время… …

    Энциклопедия культурологии

  • 111МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ —         представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов “невидимого мира” внутр. жизни нашего сознания и психики. Сновидение метафорично по природе и одновременно само служит метафорой для понимания опр.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 112ПОВСЕДНЕВНОСТЬ —         повседневная жизнь процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. Социальные взаимодействия в контексте П. зиждутся на предпосылке единообразия восприятия ситуаций …

    Энциклопедия культурологии

  • 113СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 114СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ —         (лат. взаимодействие)         теоретико методолог. направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20 30 х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов… …

    Энциклопедия культурологии

  • 115ФРАНК —         Семен Людвигович (1877 1950) философ, религ. мыслитель, испытал влияние Плотина, Николая Кузанского, Гёте, Шеллинга, Лейбница. Образование получил на юрид. ф те Моск. ун та (в 1899 исключен за пропаганду марксистских идей). Сочинение Ф.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 116ФРЭЗЕР —         (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 1941) англ. антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классич. англ. социальной антропологии. Получил образование в ун те Глазго (1869 74) и Три нити колледже, Кембридж (1874 79). С… …

    Энциклопедия культурологии

  • 117ЭЛИАДЕ —         (Eliade) Мирче (1907 1986) франц. философ культуры, исследователь мифологии, религиовед. писатель. Учился в лицее; поступил в 1925 в Бухарест. ун т (ф т филологии и философии), окончив его в 1928.Устойчивый интерес Э. клит ре, древней… …

    Энциклопедия культурологии

  • 118ЭНТЕЛЕХИЯ —         (от греч. направление, “цель” и “имею”, обретаю, т.е. букв. “обретение (себя) через самовоплощение внутри заложенной цели”); законченная (полная) действительность; осуществленность бытия. Одно из самых глубоких филос. прозрений в единую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 119ЯСПЕРС —         (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… …

    Энциклопедия культурологии

  • 120ИСТИНИК — муж. капитал, чистоган; не мнимое, оборотное или долговое богатство, а истинное, наличность. Сведи его на истиник, так и лопнул, на чистый капитал. Истешенько архан. точь в точь. У меня истешенько такой плат. Истовительный сиб. истовый, настоящий …

    Толковый словарь Даля